«ТайХэ»
ТАЙЦЗИ с веером
на Испытателей
Вторник и Четверг
с 19:15 до 20:15
на Долгоозерной
Понедельник и Пятница
с 20:15 до 21:45
Среда
с 19:00 до 20:00
Суббота
с 14:30 до 15:30
История возникновения веера уходит в глубину веков и сейчас невозможно точно установить в какой стране сначала появился веер. О первенстве спорят Китай, Индия и Египет. Первый веер представлял собой опахало из павлиньих перьев, пальмовых листьев или ткани на длинной деревянной или бронзовой ручке и только в первом тысячелетии нашей эры появился складной веер, который быстро приобрел популярность как у знати, так и среди простолюдинов.
Материал, из которого изготавливался веер¸ был показателем статуса своего владельца. Веера изготавливали из нефрита, слоновой кости, сандалового дерева, фарфора, бамбука, а в качестве полотен использовались дорогие шелка и специальная тонкая бумага. Вскоре веер становится предметом искусства — на шелке делается искусная вышивка, полотна украшаются рисунками известных художников и каллиграфов. До сих пор существует целое направление живописи, называемое «цветы и птицы» (хуан-няо), когда изображение имеет форму раскрытого веера. Каркасы, сделанные из костяных или бамбуковых пластин, покрывались искусной резьбой, а лучшие художники расписывали веера пейзажами и бытовыми сценками, а каллиграфы писали на них стихи. Веер занимает особое место в китайской традиции и используется не только по прямому назначению, но и в качестве предмета украшения жилища.
Причем примечательно, что в Китае и Японии веер был исключительно мужским атрибутом и только в средние века, попав в Европу, стал излюбленным предметом женской части аристократии. Был разработан даже специальный комплекс движений веером, который показывал отношение женщины к собеседнику, как правило, мужчине. С помощью веера можно было показать ему свою заинтересованность и пригласить на свидание или отвергнуть ухаживания. Даже цветовая гамма веера имела свое смысловое значение.
Сложно представить оружием такой утонченный предмет как веер и, тем не менее, он активно использовался в древние времена именно в этом качестве. Каркас боевого веера изготавливался из более прочных материалов – металла и дерева и был значительно тяжелее своего светского аналога.
История превращения изысканного атрибута в оружие не имеет четко выраженного контекста и смутно проглядывает в различных легендах и притчах. По этикету к императору было запрещено входить с оружием и пришедшие на аудиенцию должны были оставлять мечи и сабли на входе и оставались безоружными во времена, когда ни в одной ситуации нельзя было чувствовать себя в безопасности. В любой момент они могли подвергнуться нападению и быть убитыми по приказу императора, недовольного своими вассалами. Можно предположить, что один из них, оказавшись атакован, успешно сумел в такой ситуации воспользоваться своим веером для отражения нападения. Естественно, эта история немедленно стала известна и мысль заработала в направлении как не остаться безоружным и одновременно соблюсти этикет.
В посвященной боевым искусствам литературе есть несколько упоминаний о победах, одержанных с помощью боевого веера против меча, а также много примеров его смертоносных возможностей как метательного оружия.
Различные школы боевых искусств разрабатывали приемы применения веера в бою, многие из которых напоминают движения с мечом. Конечно, технический прогресс оставил боевой аспект веера в прошлом и в настоящее время комплекс с веером преподается как оздоровительная система и эстетически красивая разновидность практики Тайцзи.
В Китае комплекс с веером чрезвычайно популярен. Парки и скверы заполнены огромным количеством людей с энтузиазмом занимающихся комплексом с веером.
В нашей школе комплекс с веером преподается на основе принципа ТАЙХЭ. В процессе занятий выстраивается внутренняя структура, позволяющая в движении реализовать внутреннюю гармонию и единство тела, мысли, энергии и духа. Выполнение комплекса происходят по дуговым и спиральным траекториям, а это, в свою очередь, стимулирует возникновение и развитие внутренней силы «цзин», что имеет колоссальный оздоровительный эффект. Таким образом, комплекс с веером — это не только красивый и эстетичный танец, но и мощная оздоровительная практика, самым позитивным образом влияющая на здоровье и повышающая самооценку и уверенность в себе.